Менеджмент
May 14

Путешествие из Петербурга в Москву или снова о роботах и людях

Съездили на вторые майские праздники в поездку по заветам Радищева. Раньше я столицу не любил, она казалась каким-то нагромождением огромных каменных домов и сильно суетящихся людей. Но со временем нашел для себя свою Москву. И это не Парк Победы, и не Сокольники, и не Зарядье, и не Арбат, и даже не Патрики. Моя Москва - это Парк Горького плавно переходящий в Нескушный сад (именно так, через букву "ш"). Там нравится все, там я отдыхаю душой. Но разговор в заметке пойдет о покупке билетов и бронировании жилья...

Для отелей и гостевых домов я всегда пользовался букингом, а для посуточной аренды квартир сайтом kvartirka.com. И там, и там можно удобно просматривать варианты с привязкой к карте. При этом квартирка была просто агрегатором объявлений, выбираешь, что тебе понравилось, звонишь арендодателю и договариваешься. А сейчас неожиданно все поменялось. Про букинг и санкции промолчу. А квартирка больше не показывает телефоны.

Как связаться с арендодателем?
Чтобы связаться с хозяином жилья отправьте заявку на бронирование в понравившемся объявлении. В самой заявке вы можете написать интересующие вас вопросы, а также указать дополнительные сведения о вас.
Хозяин ответит вам в переписке и предложит завершить бронирование путем внесения предоплаты на Квартирке. После оплаты и завершения бронирования откроется прямой телефон арендодателя.

Ну что ж, отправляю заявку на бронирование. В ответ успокаивающая надпись, что обычно этот участник отвечает через 20 минут, но вообще он обязан ответить в течение 24 часов. Вот это поворот! Решение о поездке мы приняли спонтанно и времени на суточное ожидание как-то не было. Подал еще две заявки и на этот раз контрагенты тоже не отвечали. Жду... И тут до меня доходит, что такие же искатели прямо сейчас делают то же самое, отправляют заявки на бронирование и они также в курсе конкуренции и поэтому на всякий случай отправляют несколько заявок. А арендодатели получив более одного запроса должны сделать выбор и они тоже понимают, что могут прогадать и выбрать того, кто только что заключил другую сделку. Да это же алгоритм Гэйла - Шепли (для известной проблемы распределения абитуриентов по ВУЗам), только нет времени на итерации для поиска равновесия. Зачем мне нужна вся эта математическая теория игр, подумал я, зашел на avito, выбрал квартиру, позвонил человеку, договорился и отправил предоплату, затратив на все не более 10 минут. Через несколько часов от квартирки все-таки посыпались предложения, правда другие, да и было уже поздно. Ну то есть владельцы сайта выбрали себе модель монетизации в виде процента с каждой сделки без создания настоящей системы бронирования, просто автоматизировав заявки и чат. Жадность, к сожалению, победила здравый смысл. А для путешественника очень важно, сможет ли он снять жилье ПРЯМО СЕЙЧАС, а робот ему в этом поможет, как на букинге или человек, как на досках объявлений - не важно.

Потом, при покупке билетов на сайте РЖД произошел не менее впечатляющий случай, только со знаком плюс. У одного из нас неминуемо приближалась днюха и сайт заботливо об этом напомнил и настоятельно предложил выбрать тариф со скидкой и для именинника, и для всех сопровождающих. Вот это поворот! Было очень приятно.

О проблемах роботов (сомнительной автоматизации) писал ранее: 117, 118, 119. Но там был рассмотрен аспект безответственности. В этой же заметке приведены примеры того, что очень часто качественное или некачественное обслуживание зависит вовсе не роботов и не от создавших их программистов, а от адекватности и дальновидности менеджмента, который должен заботиться о долгосрочной успешности бизнеса, а не о своей разовой премии.

←149 | заметка 150 | 151→