Групповуха
Часто в менеджменте бывает так, что делаешь все правильно, по известным методикам, да и все так делают. Но то тут, то там всплывают проблемы и придуман уже второй уровень - методики решения этих проблем. При этом не покидает чувство, что что-то не так. Ну не может правильный подход быть таким уязвимым. Пытаешься придумать как организовать по-другому, неожиданно находишь записи выступлений топ-менеджеров топ-компаний и вдруг в голове все проясняется. Пробуешь - работает. Удивляешься, почему большинство продолжает питаться кактусами. Но с другой стороны и ладно, зато у твоей компании возникает конкурентное преимущество. Конкретно имею в виду метод проверки гипотез, о котором писал ранее. Здесь же речь пойдет о групповой разработке и групповой деятельности в более широком смысле слова...
Лучше всего проблема совместной работы сформулирована одним французским профессором в далеком 1913 году:
Эффект Рингельмана - это тенденция к снижению личной продуктивности отдельных членов группы по мере роста ее численности. Объясняется это потерей индивидуальной мотивации и необходимостью в координации между участниками.
То есть, когда все занимаются всем, являясь меленькими винтиками большой системы, чтобы элементарно не запутаться, нужна не только система контроля задач, но и драгоценное время руководителя, который при этом из ЛИДЕРА превращается в ДИСПЕТЧЕРА. А если случайные задания (по самым разным темам) даются неопытному исполнителю, то руководитель рискует вообще превратиться в НЯНЬКУ и тратить непозволительно много своих ресурсов на поиск и анализ чужих ошибок, объяснение, просьбы исправить и все новые и новые проверки. Но самое плохое в этой схеме не потеря времени, денег и даже не пресловутые сроки и дедлайны угнетающие психику.
Самое ужасное в подходе "Все занимаются всем" - это то что исполнителям становится ВСЕ РАВНО. Они перестают задавать вопрос "ЗАЧЕМ". Они не видят всей картины бизнес-процесса. Главное СРОКИ и СТАНДАРТЫ. А КАЧЕСТВО уходит на второй план.
Так как же можно решить эту проблему, как снизить влияние эффекта Рингельмана. А все просто, как всегда все дано уже придумано. В 1914 году на заводах Генри Форда начали применять конвейер. Я работал на заводе на конвейере по сборке компрессоров для холодильников и скажу вам так... Главное в этой организационной системе вовсе не то, что процесс разбит на мелкие типовые задачи, которые делаются параллельно с автоматической координацией в виде транспортной ленты. Вовсе нет. Главное то, что КАЖДЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ СВОМ ДЕЛОМ и не отвлекает других. Еще пример приходящий на ум - музыкальный оркестр. Ну нет у них такого, что вчера ты трубач, а сегодня скрипач, так не бывает.
В офисной работе и в разработке программного обеспечения в частности, нужно тоже просто разделить работу на независимые направления и закрепить их за ответственными исполнителями. И все проблемы координации, сроков, контроля версий сразу же естественным образом решаются. Такой подход более понятен и бизнесу. Не надо объяснять, что в команду нужен еще один сотрудник. Появилось новое направление - значит, нужен. А любые спорные ситуации по пересечению зон ответственности можно легко решить просто договорившись с коллегой, не отвлекая руководителя.
Что делать с взаимозаменяемостью? Ведь если каждый будет заниматься только своим, он ничего не будет знать о работе смежников. Для бизнеса опасно, если сотрудники незаменимы. Это миф. Развеивается он следующим соображениями:
- Если работа организована нормально (без подвигов и дедлайнов) то вряд ли что-то упадет во время отпуска ответственного. Но на всякий случай он должен быть на связи. Ведь ему НЕ ВСЕ РАВНО.
- Нужны регулярные совещания команды по текущим делам, чтобы сотрудники понимали кто чем занимается.
- Краткосрочно (в случае проблемы) заместить исполнителя может и должен руководитель. Это как раз одна из его обязанностей как ЛИДЕРА ответственного за несколько направлений.
Как повышать квалификацию джунов (неопытных сотрудников)? В схеме когда все занимаются всем как раз все плохо. Джунам часто попадают задачи, за которые никто не хочет браться. Типа, пусть помучается, наберется опыта, получится - молодец, нет - передадим другому. Это отвратительно. Не надо так. Это издевательство приводит к снижению самооценки и выгоранию. Наоборот, надо давать джунам простые задания по малозначимым темам, но с условием, что эти маленькие кубики будут складываться в его собственное направление. Отныне заниматься этим будет только он (она). Вплоть до тестирования на мощностях заказчика. Так новичок увидит всю картину, поймет, что в ТЗ были шероховатости, подправит их и даже может быть добавит интерфейсного удобства для пользователей. Такой джун гораздо быстрее вырастит до мидла (специалиста) и сеньора (ведущего специалиста).
На каждом проекте, где я был или руководителем, или подчиненным, шла непримиримая борьба между рассмотренными подходами. И статистика неумолима. Если система бардака (все делают все) преобразовывалась в разделение по направлениям, тут же проявлялся положительный результат. А там где лебедь, рак и щука продолжали тянуть в разные стороны, неизбежно возникали непредвиденные ошибки, требующие значительного времени на исправление.