Неожиданно о театре
Бывает, в комментариях к статьям других блогеров критикую "современный" театр. Решил объяснить почему. Для этого придется кратко рассказать свою историю взаимоотношений с этим искусством...
В советском детстве школьников массово водили на спектакли и мне это не нравилось. Вообще, странная манера прививать культуру насилием. Особенно если ты первоклассник, а на сцене балет. А потом, как часто бывает в жизни, просто повезло. К нам в школу пришел какой-то заслуженный работник культуры из нашего драматического театра, чтобы силами старшеклассников поставить новогодний утренник. Играли мини-спектакль с захватом власти отрицательными персонажами, восстановлением справедливости с помощью детей и обязательной амнистией в финале. Ваш покорный слуга исполнял роль "Дед Мороз синий нос", был антагонистом красноносого собрата, предводителем захватчиков, а в конце сильнее других пленных уверял, что больше так не будет.
Как звали нашего режиссера, как его вообще занесло к нам, зачем ему это было нужно - ответов на эти вопросы уже не найти. Но как же талантливо он нас готовил, как смешно показывал роли Дедов Морозов, Снегурочки, волка, лисы - никогда не видел ничего подобного. А еще в перерывах он рассказывал про совместную работу с Иннокентием Смоктуновским. Да, великий актер начинал свой путь у нас в Сибири, сначала в Красноярске, потом в Норильске. И получается, что я с ним связан не как положено через шесть, а всего через одно рукопожатие.
А потом мы встретились с театральным учителем еще раз. Он ставил нам концерт к 9 мая. И тут все было жестче. В отличие от поздних советских детей, которые в гробу видали и утренник, и школу, и даже красавицу снегурочку, ветераны войны внимательно и заинтересованно смотрели и слушали. И вообще, выступать перед ними - огромная ответственность. Категорически нельзя было бубнить, фальшивить, переигрывать, подходить спустя рукава. Казалось бы, всего-то военные стихи... Но сначала не получалось ни у кого. Наставник беспощадно пародировал наши невнятные потуги, заставляя очень много раз повторять, чтобы сделать как надо. А еще во время подготовки он водил нас к себе (сам уже не играл, скорее был администратором), садил на пустые места и мы бесплатно смотрели очень хорошие спектакли. Видимо, это было очень важно. Тогда-то, ощутив на своей шкуре как тяжело репетировать, стоять на сцене и видя как талантливо играют настоящие актеры, я и влюбился в театр. Понял для себя, что это гораздо круче, чем кино.
Кстати, если вы хотите научиться выступать перед аудиторией, не смотрите и не читайте никакие курсы. Просто запишитесь (временно) в театральный кружок. В любой. Будет гораздо эффективнее.
Прошли годы, много лет. И почему-то все стало ухудшаться. Покупая билеты на популярные спектакли, чаще всего можно было попасть на невнятные комедьки с переодеванием мужчин в женщин. А из драмы предлагался только "Трамвай желаний". Это там где героиня весь сюжет искала приключений на свою... судьбу. Искала, искала и нашла! Ну так себе драма. Были и неплохие постановки, но в основном спасало скачивание записей действительно хороших спектаклей из торрентов.
А потом мы переехали в Питер. Казалось бы, вот теперь попрет... Пошли на классику "Укрощение строптивой". Весь спектакль актеры во время диалогов мастерски лазили по железной раме с перекладинами зачем-то демонстрируя акробатические данные. Но больше все поразил выход одного из персонажей, который нес на плечах лошадь без головы и при этом был на лыжах. Я непрерывно щипал себя за руку, но это зрелище к сожалению не было сном. Пошли в другой театр, там больше всего удивила исполнительница, игравшая роль танцовщицы-проститутки будучи беременной. Прямо с оттопыренным пузом в обтягивающем полупрозрачном одеянии. Не поймите меня неправильно. Женщины в положении нравятся мужчинам (так заложено природой). Но не в роли же проститутки. Где-то же должен быть предел толерантности и соблюдения трудового кодекса. На антрипризах московских артистов было заметно, что они торопятся на обратный поезд и просто калымят или, говоря по-старому, халтурят. В общем как-то не задалось у меня в Питере с театром, надеюсь что пока. Во всяком случае концерты и спортивные мероприятия дарят гораздо больше эмоций.
Чтобы не заканчивать свой рассказ критикой, скажу, что на мою днюху ходили на спектакль в формате кабаре (зрители сидят за столиками и заказывают как в ресторане) в театр Кабаре-Буфф. Произведение называлось "Париж для двоих" и неожиданно очень понравилось. Незатейливый мюзикл. Но хорошая французская музыка, хорошие французские песни, талант исполнителей, отсутствие всяких "современных" приемчиков, в наше время глобальной ненависти удивительным образом немного полечили уставшие души. И я думаю, в этом и состоит миссия театра и искусства вообще. А хорошие спектакли конечно же есть, правда их нелегко найти среди большого информационного шума.