С днем космонавтики
Сегодня самый главный праздник связанный с великим научно-техническим достижением нашей страны и всего человечества. Но для меня он еще и личный, потому что в моем дипломе написана специальность "Ракетостроение"...
С раннего детства мне нравились самолеты и космос. Из пластилина я лепил планеты, делая модель солнечной системы и совершенно не понимал сверстников, зачем они играют в машинки, если можно играть в ракеты и самолеты. После школы поехал в Москву поступать в Бауманку на специальность "Летательные аппараты". Баллов не хватило, вернулся домой в Красноярск и обнаружил, что у нас есть свой ВУЗ связанный с нужной мне тематикой. Со справкой о московских результатах меня взяли туда без экзаменов. Тогда институт имел странное завуалированное название: "Завод-ВТУЗ (филиал Красноярского политехнического института)", но тут же был переименован в "Красноярский институт космической техники", а заканчивал я уже "Сибирскую аэрокосмическую академию". Но все называли его просто "ВТУЗ".
Советское высшее образование было очень продуманным и нешаблонным. Были технические вузы приравненные к университетам с углубленным университетским уровнем изучения математики и физики (МГТУ, МФТИ), были обычные технические вузы (политехи во всех крупных городах), а еще были, так называемые, ВТУЗы, учебные заведения созданные на базе крупных заводов со значительным объемом производственной практики и повышенной стипендией. Наш ВТУЗ был при Красноярском машиностроительном заводе (Красмаш), на котором делали ракеты для запуска с подводных лодок и популярные, в большом количестве идущие на экспорт, холодильники "Бирюса".
Особенность образования заключалась в том, что нужно было полтора года учиться в режиме вечерников (полноценная 8-часовая рабочая смена на заводе плюс полноценные занятия в институте в один день). Было тяжело и физически, и морально. На втором курсе я работал на сборке компрессоров для холодильников. Бывало в 5 утра еще только заканчивается пьянка в общаге, а в 7 конвейер уже пошел. Я отвечал за настройку выхода поршня из цилиндра, для измерения нужно было провернуть пальцами просунутыми в щель очень горячий ротор. Пробовал надевать две, даже три пары перчаток, все равно через несколько часов они протирались, на пальцах образовывались волдыри ожогов, а завтра снова на работу. К концу трудовой недели пальцы стирались до крови. Зато через месяц мог спокойно работать совсем без перчаток, главное было научиться делать операцию быстро и точно. На четвертом курсе в ракетном цехе проработал не более месяца, было невыгодно по деньгам, перевелся на монтажный участок и работал сварщиком-монтажником. Там я провел свой странный научный эксперимент, о котором уже писал. Надо сказать, что мое зрение было неприспособлено к работе со сваркой. Пару раз в месяц случались ночные приступы, как будто в глаза насыпан песок, а если их открыть - ничего не видно. Брат как по команде вскакивал и спасал меня промыванием и чайными компрессами. Но не смотря не все эти трудности, мало что может сравниться с тем ощущением, когда ты идешь с работы на проходную вместе с большим количеством людей и понимаешь, что мы все вместе делаем большое важное нужное дело.
Еще при заводе была спортивная команда... Красноярский "Енисей", который в советское время 11 раз становился чемпионом страны по хоккею с мячом, из них 10 раз подряд. Необычным было комплектование, преимущественно своими воспитанниками. Журналисты даже придумали меткое прозвище: "Великая команда из одного двора". Сейчас эта фраза не гуглится, к сожалению ушла в историю в старых статьях газеты "Советский спорт". И в этом всем не было чего-то лишнего, каких-то понтов. В каждом цехе висела турнирная таблица, все следили и болели за свою команду. А прогулы уроков физкультуры студенты отрабатывали уборкой на стадионе, который был пропитан атмосферой великих побед.
Идея всех испытаний и приобщения к реальному труду была очень простой. Прежде чем стать руководителем (мастером, начальником цеха), необходимо поработать в бригаде младшим рабочим, побегать для мужиков в магазин за водкой, чтобы потом справедливо и эффективно ими управлять. Все было каким-то разумным, правильным, логичным, все для людей, чтобы они с удовольствием работали на благо страны. И даже приход либеральной экономики не сразу смог сломать отлаженную систему. Вы спросите, неужели не было организационных проблем? Да были конечно, полно. Например, после завершения вечерней смены на сборке компрессоров (около 12 ночи), когда надо торопиться, чтобы успеть на последний автобус, потом успеть поспать, потому что рано утром на занятия, все сидели и ждали, когда наконец принесут пропуска. Из-за этого пришлось переехать жить в общагу. Что поделаешь, менеджмент среднего звена способен испортить что угодно, при любом политическом строе.
Сейчас я с нескрываемым изумлением смотрю на нытье и переживания современной молодежи. Эх, на завод бы вас надо, чтобы дурь выбить. Может когда-нибудь в министерстве образования случится озарение, что не нужно слепо копировать западные методики, что для технических специальностей нет ничего важнее производственной практики. Однако, в последние годы с постепенным пониманием, что никакой мировой экономики, как системы правил, не существует, наша страна медленно и не очень поворотливо, но все-же стала двигаться от торговли иностранными товарами за иностранную валюту в сторону развития собственного производства, поэтому есть надежда на постепенное улучшение и развитие.
Ну хватит уже болтать, пора работать. Поздравляю всех нас с днем космонавтики! Юра, мы не все растеряли, мы постараемся...