Менеджмент
August 22, 2022

О зарплате

Сотрудники не должны знать зарплату друг друга. Это очень распространенное мнение доносится до нас из многочисленных книг по менеджменту, статей в блогах и роликов на ютубе. На практике, мы устраиваемся на одну, другую, третью работу и там то же самое, требование не раскрывать свою зарплату. Самое интересное, что часто руководители, являющиеся адептами этого принципа, привыкшие разделять и властвовать в среде своих подчиненных, одновременно высказываются о сомнительности излишнего авторитаризма в руководстве страны. Как два этих подхода уживаются в одной голове, непонятно...

Принцип о незнании зарплаты коллег не работает, потому что люди... знают. Для кого-то это входит в обязанности, кто-то знает просто случайно (все тайное становится явным). В итоге, ситуация когда сотрудник при разговоре с начальником должен делать вид, что не знает ЗП сослуживцев, хотя руководитель понимает, что на самом деле он знает, является каким-то очень изощренным издевательством. Еще один момент, зарплату других по должностной необходимости знают бухгалтеры, кадровики, экономисты, юристы, программисты, то есть люди, занимающиеся обслуживанием бизнеса, а не должны знать сотрудники, приносящие компании прибыль. Как-то это тоже странно.

Почему вообще так повелось? Считается, что знание о том, что коллега получает больше, может человека обидеть вплоть до увольнения. Но ведь он и так догадывается да еще понимает, что это от него скрывают. Разве это не обижает еще больше? И главное, непрозрачность зарплаты означает, что непрозрачны критерии ее повышения, карьерного роста, а значит, и развития. У сотрудников опускаются руки. Допустим проблема обиды за неравенство существует, а равенство естественно невозможно. Что же делать? Запретить? Закрутить гайки? Наказывать? Делать все то, за что мы с удовольствием критикуем государство? Почему-бы просто не применять прозрачную систему где все известно изначально, при этом всем понятно почему так и что надо делать для роста. Всем понятны правила игры. Ведь так же проще и логичнее.

Принципы начисления зарплаты, которые считаю справедливыми и эффективными:

  1. Зарплата прозрачна и известна всем.
  2. Зарплата зависит не от личности, а от должностных обязанностей. Сотрудники на одной должности должны иметь одинаковый оклад.
  3. Переработки оплачиваются по понятным зафиксированным правилам.
  4. Премии нужны, но обязательно нерегулярные и за реальные достижения. Премии нельзя скрывать от коллег. Только премии являются реальным, а не надуманным стимулом для саморазвития.
  5. Возможна доплата за выслугу лет. Этого в современном мире не встречал нигде. Но разве не очевидно, что более опытный человек, давно работающий в компании и знающий нюансы, совершит меньше ошибок. Опять же это не личностный, а вполне себе формальный подход.

Если в команде есть сотрудник, который неадекватно воспринимает прозрачную систему оплаты, например требует для себя ежемесячных премий в качестве завуалированного повышения ЗП - это не проблема менеджмента, это проблема самого сотрудника. Такие люди часто думают только о себе, а не о деле и способны когда-нибудь подвести по-крупному. На справедливые условия для всех они обижаются и покидают компанию, уходят туда, где смогут выбить для себя индивидуальные привилегии. То есть прозрачная система оплаты в качестве побочного эффекта, неожиданно, приводит к оздоровлению коллектива.

P.S. Внимательный читатель вспомнит как я писал, что руководитель должен принять специалиста даже на зарплату равную себе, если это необходимо и такие реалии на кадровом рынке. Все правильно, противоречий тут нет. Для нового важного сотрудника должна быть создана отдельная должность с требуемым окладом. Будет неплохо, если коллектив поймет, что в компании появилась высокооплачиваемая позиция, значит, компания развивается, значит, по другим направлениям тоже возможен рост.

←175 | заметка 176 | 177→