О профессионализме
Поговорим сегодня об этой важной теме. Состоявшимся людям мои размышления могут показаться банальщиной. Тем удивительнее, что многие с удовольствием идут по граблям...
Гроссмейстер пожертвовал ферзя и красиво выиграл партию. Но если любители будут направо и налево отдавать свои тяжелые фигуры, то с большой вероятностью их ждет фиаско. Поэтому начинающим надо основательно изучать теорию. Надо научиться побеждать без использования искрометных приемов. Надо научиться долго и скучно реализовывать минимальное преимущество. А потом, став профессионалом, можно и нужно импровизировать, чтобы вывести из равновесия грамотного соперника. Игрок зацикленный только на теории никогда не добьется значимых успехов.
В работе то же самое. Часто наблюдаю интересную ситуацию в среде уже зрелых, но еще молодых, 35-летних программистов. Они прочитали учебники, прошли курсы, изучили теорию, методики, рекомендации, особенности, инструменты, всякие трех-четырех-буквенные аббревиатуры и прочие догмы. Они успешны. Но иногда их грамотные, правильные решения могут приводить к неожиданным проблемам в части производительности и удобства использования.
Так вот, профессионал - это не только теоретик, но и обязательно практик. Профессионал способен определить какими догмами в конкретных условиях можно пренебречь, чтобы добиться нужного результата. Профессионал должен суметь "пожертвовать ферзя и победить".
Вероятно возражение, что нетиповые решения могут усложнять проект. На самом деле все наоборот. Сложно следовать всем многочисленным догмам и правилам, иногда противоречащим друг другу. А нестандартный подход чаще всего прост и логичен, иначе зачем его применять. Может со временем он тоже станет стандартом.
Есть только одна неразрешимая проблема. Опытных профессионалов не хватает. Поэтому компании вынуждены выстраивать менеджмент в расчете на исполнителей среднего уровня. Именно тут возникают все эти манипуляции со сроками, проектами, требованиями, совещаниями, отчетами и т.д., и т.п. То есть, инструменты, изначально придуманные для облегчения работы вдруг превратились в факторы контроля. И это печально.
В заключение одна простая мысль. Задача бизнеса, если этот бизнес думает о будущем, не только и не столько контроль и управление кадрами. Задача бизнеса - рост профессионализма ключевых работников и по возможности долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с ними.