Карьера
September 5

ЕГЭ или билетная система, что лучше

Всегда считал, что большинство людей недолюбливают ЕГЭ. В лучшем случае относятся к этому феномену, как к чему-то посредственному, но к сожалению безальтернативному. Похожее отношение у обывателей к демократии и политике вообще. Справедливости конечно же не добиться, но ничего более разумного пока не придумано. А на днях посмотрел интервью с Анатолием Вассерманом, в котором он ЕГЭ неожиданно хвалил...

Ну и о чем же Онотоле Негодуэ на этот раз? А говорил от в принципе разумные вещи, что ЕГЭ - это инструмент и как всякий инструмент может применяться по разному, что по сомнительным вопросам претензии нужно предъявлять не к системе экзамена, а к образованию, что проверка знаний по всем темам надежнее билетной системы, в которой значительными факторами выступают везение и личность экзаменатора.

У меня же мнение совершенно противоположное. Полная проверка знаний с вариантами ответов может быть только поверхностной. В билетной же системе независимо от попавшегося билета, хороший экзаменатор с помощью дополнительных вопросов всегда может определить уровень понимания предмета. Вы спросите, а что будет, если уровень самого экзаменатора не очень или он вообще ангажирован... Ну так если Вассерман считает ЕГЭ инструментом, то и к билетной системе давайте относиться также. Кроме того, существовал механизм уменьшения влияния человеческого фактора. В мое время устные выпускные экзамены в школе принимала комиссия с обязательным участием учителя из другой школы или представителя РайОНО и оценка ставилась коллегиально. Да, получалось так, что нужно было сдавать экзамены дважды, выпускные и вступительные в ВУЗ. Но опять же не вижу здесь ничего плохого. В первый раз в школе, волнение, но все же привычная обстановка, а второй раз уже есть какой-то опыт. Случалось, что вступительная оценка по предмету была выше школьной выпускной.

Стоит отметить, что и сама подготовка к экзаменам в хороших ВУЗах сильно отличалась от сегодняшней зубрежки для ЕГЭ. Когда я пытался поступить в Бауманку, два месяца жил в Москве. Там были полезные подготовительные занятия, за время которых абитуриенты узнавали больше полезной информации, чем за все школьные годы. Упор делался именно на понимание и умение размышлять и находить ответы в стрессовой ситуации. Один пример работы преподавателя по физике:

Допустим вам попался простой вопрос, что тяжелее сухой воздух или влажный. Вроде влажный, в нем же вода. Но допустим вы не помните или не уверены. Не торопитесь с ответом, просто посмотрите по сторонам. Где находятся облака? Неожиданно наверху. А после этого можно начать рассуждать почему это так.

Еще такой момент. У меня на старших курсах института начали пробно внедрять компьютеризированную систему тестов с вариантами ответов. По одной теме я получил не очень хороший результат 6 из 10. И что с этим делать дальше? Не было никакой возможности узнать ошибки, над чем следует поработать. В диалоге же с экзаменатором всегда ясно, где провал в знаниях.

Но главное даже не это. Ну сдали экзамены по той или иной системе, отучились в ВУЗе, а дальше работа. И вдруг выясняется, что молодые руководители, сдававшие ЕГЭ, уверены, что тестовая система - это и есть единственно правильный метод определения уровня знаний и навыков. И начинается вся эта клоунада на собеседованиях в виде кучи вопросов на знание костылей и особенностей, которые обычно вообще не пригождаются в работе. Особенно это характерно для вакансий по информационным технологиям. Дело в том, что мода технических интервью пришла из западных компаний, из культур, где тестовая система используется гораздо дольше, чем у нас. А еще вырастают чудо-специалисты, которые умеют блестяще проходить собеседования, а на работе способны решать только типовые задачи и через год, так ничего и не добившись, с легкостью уходят на другое место, дальше продолжать делать вид, что работают.

Цель образования вовсе не в зубрежке материала, а в том, чтобы дать людям понимание базовых принципов и научить их учиться, чтобы потом, каждый день своей долгой карьеры повышать уровень профессионализма, что позволяет эффективно справляться с проблемами любой сложности. Так что же делать сейчас, отказаться от ЕГЭ и опять на годы увязнуть в очередной реформе образования? Мне кажется истина как всегда где-то посередине. Возможно стоит, ничего не ломая, аккуратно переходить к смешанной системе, чтобы часть экзаменов была в виде тестов, а часть в виде беседы с экзаменаторами по билетной системе.

←177 | заметка 178 | 179→