Ошибки
March 15, 2023

Размер имеет значение

По моим наблюдениям большинство брошенных IT-проектов (сайтов, учетных систем) пришли к этому состоянию вовсе не из-за исполнителей, ТЗ или разных форс-мажоров. Причиной является неправильный выбор продукта и соответствующая нехватка финансирования ресурсов...

Например, вдруг резко выросли продажи. Правда в городе, где проводился чемпионат мира по футболу, они выросли у всех. Но это в расчет не берется. Руководящий менеджмент с удовольствием мечтает о будущем продолжении роста и срочно покупает дорогой продающий интернет-магазин или дорогую учетную систему, чтобы успевать продавать и считать будущие деньги.

Продавцы-внедренцы-консультанты компьютерных программ со своей стороны тоже не брезгуют аккуратным вводом в заблуждение. Утрированно это выглядит примерно так:

- Нам нужен грузовичок развозить пиццу, что посоветуете?
- Больше всего вам подойдет самосвал, сможете развозить еще и уголь. Это современный тренд - покупать самосвалы.
- Но ведь на нем вроде бы неудобно парковаться...
- Наши специалисты помогут вам с решением всех возникающих проблем.

И небольшая производственная фирмочка вдруг зачем-то покупает дорогую 1С-конфигурацию, предназначенную для заводов. А потом начинается внедрение, которое неожиданно тоже требует больших затрат. Ведь у внедренцев все хорошо. Команда аналитиков, команда разработчиков, команда тестировщиков, система управления проектами, задачами и сроками, и даже печеньки в офисе. А заказчик с ужасом вкладывает последние деньги и начинает догадываться, что в конце концов денег не хватит. И действительно, проект приостанавливается, скажем прямо, забрасывается. А успешная компания-интегратор не стесняясь записывает себе еще одно успешное внедрение.

Небольшое отступление... Как же определить является ли ваша компания маленькой или уже подросла? Где этот водораздел? Все очень просто. Если у вас начальники называются директорами, а еще очень много всяких замов, но при этом в IT-отделе полтора сисадмина, пол программиста, все на удаленке, да еще и трубки не берут, то не льстите себе - вы очень маленькая компания. Ваша организационная структура с большим количеством начальников позволяет заниматься очень полезными и интересными делами: совещаниями, мозговыми штурмами, непрерывными прорывами, сокращением расходов способом уменьшения фонда оплаты труда. Невозможно только одно - скучная работа рядовых сотрудников, когда все что им надо сведено в одну компьютерную программу (например как в пунктах выдачи Озона). Вам просто такое не потянуть. Ведь для успешной скучной работы серьезной большой учетной системы нужны не начальники, а IT-специалисты самых разных профессий, о которых вы даже не слышали, и соответствующее финансирование.

Но вернемся к основному рассказу. Программа куплена, недовнедрена, деньги выброшены на ветер. Что же делать? На самом деле скорее всего кое-что работает, процентов на 5-10 от запланированного. То есть большой проект естественным образом стал маленьким, возможно именно таким, который на текущем этапе вам и нужен. И тут возникает главная ошибка - попытка его реанимировать, снова превращая в большой или часто даже укрупняя. Примерно так...

- Мы купили самосвал, продавцы говорили будет удобно, но нам не нравится. Что делать?
- Не повезло вам, наши конкуренты продали неполную комплектацию. Гораздо лучше - карьерный самосвал, на нем можно возить 300 тонн угля за раз. Это огромная экономия.
- Но ведь у нас доставка пиццы и как быть с проблемой парковки?
- Поверьте у карьерного самосвала нет такой проблемы совсем, где встал, там и парковка. Это мы как специалисты утверждаем.

И начинается снова, планирование, задачи, сроки, спринты, тестирование, опять много денег, а результата все нет. Но дело в том, что его нет в принципе. Потому что эксплуатация компьютерных систем - это процесс. Заказчику может конечно повезти и он обратится не к внедренцам, а к эксплуатационщикам, которые придут в коллектив и начнут постепенно, без революций все налаживать и улучшать. Но и тут обязательно возникнут какие-нибудь менеджеры, опять стремящиеся перевести проект в большой, путем добавления бесконечных бессмысленных шашечек. Потому что так принято - относиться к любому проекту, как к большому, а по-другому не хотят даже попробовать. В общем есть большая вероятность, что опять нечего не получится.

Так что же делать? Ну если "самосвал" вам не подходит совсем, признать ошибку и купить все-таки "маленький грузовичок", тем более что стоит он недорого. Набрать необходимую для ваших задач команду IT-специалистов, которые понимают, что главное не шашечки, а ехать. Перестать заниматься всякой ерундой, вроде сроков и результатов. Ведь в других направлениях вы этим не занимаетесь. Нет такого результата - "Чисто", потому что завтра опять будет "Грязно". Уборщицы просто моют каждый день и получают зарплату ежемесячно. Так и IT-отдел должен просто работать. Процесс разработки и поддержки учетных систем должен быть непрерывным, а результаты будут по ходу в виде новых, более удобных версий.

Заметьте, я вовсе не критикую реально большие проекты и компании способные их реализовывать. Просто маленьких значительно больше, им тоже нужна автоматизация, а размер имеет значение.

←214 | заметка 215 | 216→