Менеджмент
August 1, 2022

Процесс или результат

Что важнее процесс или результат? Бывает, на собеседованиях задают этот странный, почти гамлетовский вопрос. Ну вообще-то важно и то, и другое. Но интервьюеры, начитавшиеся какой-то сомнительной макулатуры, продолжают настаивать...

Подразумевается, что правильный ответ - результат. Что нужно обязательно доделывать начатое, а различные оправдания ничего не стоят. Есть даже такая известная формула, изобличающая прокрастинацию:

Результат = Отсутствие результата + Красивая история о попытках его достичь

Но как ни странно, люди, которые реально настроены только на результат, где-то в глубине души процесс недолюбливают. Поэтому если задача сложная, они быстро сгенерируют результат "Невозможно" или "И так сойдет" вообще без красивых историй и на этом все. А еще бывает так, однажды на одной моей работе, юристы разработали типовую форму договора. Получилось хорошо, все пользуются, результат есть. Потом разработали другую типовую форму для другого вида деятельности и внесли улучшение (добавили полезную информацию в колонтитулы). Результат снова есть. Но им даже в голову не пришло, что неплохо бы удобное новшество добавить и в прошлую форму тоже. Обе задачи они считали завершенными. А то, что документы получались не в едином стиле, никого не смущало. Важно понимать, что сотрудники для которых главное результат, никогда самостоятельно не станут делать результат 2.0. У них даже не возникает такая идея. А если им на это намекнуть, они искренне удивляются.

Наоборот, люди, для которых главное процесс, могут без приказов вносить улучшения по уже законченным задачам, получая новые версии результата. А если проблема сложная и ее не удалось решить сразу, не забросят, вернутся к ней позже, когда появятся новые знания, новые инструменты, свободное время, и все-таки сделают. Результат для таких сотрудников - это просто фиксация состояния. И они понимают, что в будущем все будет меняться.

Те, для кого важнее результат, живут по формуле: Сделал - забыл.

А те, для кого важнее процесс: Сделал - поддерживаю - улучшаю.

Кстати, результат бывает отрицательным и это хорошо. Это важно для корректировки применяемых методов. Мы непрерывно учимся, поэтому следующие задачи можем решать по аналогии, при этом не допуская прошлых ошибок, то есть более эффективно. Бывает результата все нет и нет, процесс все идет и идет, а заказчик каждый раз звонит не завтра, а сегодня. Надо просто разбить объемную задачу на части, фиксировать промежуточные состояния, промежуточные результаты и негатив уйдет. А еще бывает, длительная задача откладывается из-за более срочной, потом еще из-за одной более срочной и так далее. Это нормально, часто мелочи сделанные без очереди, наталкивают на более простое и надежное решение сложной проблемы.

Управление несколькими незавершенными процессами (проектами) - это и есть реальная работа руководителя, лидера и ведущего специалиста. А если у вас дел немного, они простые и вы их с легкостью щелкаете, как орехи, то вам либо переплачивают, либо вы рядовой исполнитель. Поэтому, главное все же процесс, а результаты будут по ходу.

←170 | заметка 171 | 172→