Менеджмент
August 1

Процесс или результат

Что важнее процесс или результат? Бывает, на собеседованиях задают этот странный, почти гамлетовский вопрос. Ну вообще-то важно и то, и другое. Но интервьюеры, начитавшиеся какой-то сомнительной макулатуры, продолжают настаивать...

Подразумевается, что правильный ответ - результат. Что нужно обязательно доделывать начатое, а различные оправдания ничего не стоят. Есть даже такая известная формула, изобличающая прокрастинацию:

Результат = Отсутствие результата + Красивая история о попытках его достичь

Но как ни странно, люди, которые реально настроены только на результат, где-то в глубине души процесс недолюбливают. Поэтому если задача сложная, они быстро сгенерируют результат "Невозможно" или "И так сойдет" вообще без красивых историй и на этом все. А еще бывает так, однажды на одной моей работе, юристы разработали типовую форму договора. Получилось хорошо, все пользуются, результат есть. Потом разработали другую типовую форму для другого вида деятельности и внесли улучшение (добавили полезную информацию в колонтитулы). Результат снова есть. Но им даже в голову не пришло, что неплохо бы удобное новшество добавить и в прошлую форму тоже. Обе задачи они считали завершенными. А то, что документы получались не в едином стиле, никого не смущало. Важно понимать, что сотрудники для которых главное результат, никогда самостоятельно не станут делать результат 2.0. У них даже не возникает такая идея. А если им на это намекнуть, они искренне удивляются.

Наоборот, люди, для которых главное процесс, могут без приказов вносить улучшения по уже законченным задачам, получая новые версии результата. А если проблема сложная и ее не удалось решить сразу, не забросят, вернутся к ней позже, когда появятся новые знания, новые инструменты, свободное время, и все-таки сделают. Результат для таких сотрудников - это просто фиксация состояния. И они понимают, что в будущем все будет меняться.

Те, для кого важнее результат, живут по формуле: Сделал - забыл.

А те, для кого важнее процесс: Сделал - поддерживаю - улучшаю.

Кстати, результат бывает отрицательным и это хорошо. Это важно для корректировки применяемых методов. В процессе мы всегда учимся, поэтому следующие задачи можем решать по аналогии, при этом не допуская прошлых ошибок, то есть более эффективно. Бывает результата все нет и нет, процесс все идет и идет, а заказчик каждый раз звонит не завтра, а сегодня. Надо просто разбить объемную задачу на части, фиксировать промежуточные состояния, промежуточные результаты и негатив уйдет. А еще бывает, длительная задача откладывается из-за более срочной, потом еще из-за одной более срочной и так далее. Это нормально, часто мелочи сделанные без очереди, наталкивают на более простое и надежное решение сложной проблемы.

Управление несколькими незавершенными процессами (проектами) - это и есть реальная работа руководителя, лидера и ведущего специалиста. А если у вас дел немного, они простые и вы их с легкостью щелкаете, как орехи, то вам либо переплачивают, либо вы рядовой исполнитель. Поэтому, главное все же процесс, а результаты будут по ходу.

←170 | заметка 171 | 172→