Менеджмент
February 20

KPI тебе на чай

Всем хочется, чтобы сотрудники работали хорошо. Каждый мечтает, чтобы его коллеги были эффективными, хотя удивительным образом собственной персоне позволено расслабляться. Ну чтобы не уставать, не выгорать и заниматься собой. Короче, в наше стремительное время все труднее лицемерить о мотивации...

Корпоративные ценности, тимбилдинг, офисное печенье и прочая инфоцыганщина приводят к обратному результату. И тут, наконец-то, до начальников дошла сложная мысль, что реально мотивировать можно только деньгами. Но как при этом не переплатить, вернее, как бы по-прежнему больше платить себе, чем тем кто хоть как-то работает. И тут на выручку пришел KPI. А что, буквы-то таинственные, заморские, верный признак будущего успеха.

Википедия вкрадчиво вещает:

Ключевые показатели эффективности (англ. key performance indicators, KPI) — это числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность.

Перечитал три раза, но так и не понял что означает загадочная фраза "степень оптимальности процесса". Ну да ладно. Говоря простыми словами, KPI - это количественные метрики, с помощью которых можно сравнить вклад сотрудников в общее дело и соответственно премировать отличившихся. Ну то есть это такая красивая обманка, когда работники остаются наемными (не имея даже самой маленькой номинальной доли в компании), но при этом берут на себя ответственность вместе с собственниками.

Обманули, замотивировали, подсчитываются заслуженные доходы. Но у пролетариата как обычно находятся контраргументы:

  • Сотрудники будут озабочены только достижением заветных показателей, остальное будет c негодованием игнорироваться. Поэтому придется включать в KPI все дела по должностным инструкциям, даже те которые никак не померить количественно.
  • Сотрудники будут старательно троллить систему. Липовые продажи и тут же возвраты, продажи с максимальной скидкой, лишь бы продать, продажи задним числом в последний день прошлого месяца, ранняя экспансия в соседние регионы с результатом в виде дефицита продвигаемых товаров. Думаю у многих найдутся подобные истории.
  • Как вообще можно мерить деньги, а ведь это самый главный критерий, в нестабильном мире с инфляцией, девальвацией и многими факторами сильно влияющими на спрос (какой-то товар стал неожиданно популярным потому что мелькнул в социальной сети, болельщики выпили все пиво и съели всю закуску во время спортивного турнира). В таких случаях KPI может скорректироваться так, что его больше не выполнят никогда.
  • А если считать не деньги, а что-то другое? Переработки (выход в выходные) - будут с удовольствием "перерабатывать", ничего не делая в рабочее время. Количество сделанных задач (обработанных заявок) - будут придумывать всякую ерунду сами себе или по сговору с коллегами-друзьями. Количество строк (страниц) текста - будут играться со шрифтами и иллюстрациями. Количество запущенных нововведений - будут непрерывно все менять, ничего не доводя до конца.

В итоге, любая регулярная премия со временем превращается просто в доплату, а результаты KPI будут подгоняться под приемлемый уровень доходов. Чтобы не разбежались если мало и чтобы ни в коем случае не заработали много.

Так что же делать? Ведь совсем без доплат тоже плохо. У сотрудников должен быть какой-то смысл развиваться и работать лучше, а не просто продажа своего времени за одинаковые деньги. Премии нужны, но обязательно нерегулярные и за действительно значимые достижения, которые может даже сложно или вообще невозможно измерить деньгами. Хороший пример: массовый компьютерный сбой, у многих целый день ничего не работает, а в вашей компании все в порядке. В этом случае нужно немедленно премировать системных администраторов. Это никакой не KPI, но именно такая работа, когда каждый сотрудник на своем месте ответственно и профессионально делает свое дело, нужна любой компании.

←287 | заметка 288 | 289→