KPI тебе на чай
Всем хочется, чтобы сотрудники работали хорошо. Каждый мечтает, чтобы его коллеги были эффективными, хотя удивительным образом собственной персоне позволено расслабляться. Ну чтобы не уставать, не выгорать и заниматься собой. Короче, в наше стремительное время все труднее лицемерить о мотивации...
Корпоративные ценности, тимбилдинг, офисное печенье и прочая инфоцыганщина приводят к обратному результату. И тут, наконец-то, до начальников дошла сложная мысль, что реально мотивировать можно только деньгами. Но как при этом не переплатить, вернее, как бы по-прежнему больше платить себе, чем тем кто хоть как-то работает. И тут на выручку пришел KPI. А что, буквы-то таинственные, заморские, верный признак будущего успеха.
Ключевые показатели эффективности (англ. key performance indicators, KPI) — это числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность.
Перечитал три раза, но так и не понял что означает загадочная фраза "степень оптимальности процесса". Ну да ладно. Говоря простыми словами, KPI - это количественные метрики, с помощью которых можно сравнить вклад сотрудников в общее дело и соответственно премировать отличившихся. Ну то есть это такая красивая обманка, когда работники остаются наемными (не имея даже самой маленькой номинальной доли в компании), но при этом берут на себя ответственность вместе с собственниками.
Обманули, замотивировали, подсчитываются заслуженные доходы. Но у пролетариата как обычно находятся контраргументы:
- Сотрудники будут озабочены только достижением заветных показателей, остальное будет c негодованием игнорироваться. Поэтому придется включать в KPI все дела по должностным инструкциям, даже те которые никак не померить количественно.
- Сотрудники будут старательно троллить систему. Липовые продажи и тут же возвраты, продажи с максимальной скидкой, лишь бы продать, продажи задним числом в последний день прошлого месяца, ранняя экспансия в соседние регионы с результатом в виде дефицита продвигаемых товаров. Думаю у многих найдутся подобные истории.
- Как вообще можно мерить деньги, а ведь это самый главный критерий, в нестабильном мире с инфляцией, девальвацией и многими факторами сильно влияющими на спрос (какой-то товар стал неожиданно популярным потому что мелькнул в социальной сети, болельщики выпили все пиво и съели всю закуску во время спортивного турнира). В таких случаях KPI может скорректироваться так, что его больше не выполнят никогда.
- А если считать не деньги, а что-то другое? Переработки (выход в выходные) - будут с удовольствием "перерабатывать", ничего не делая в рабочее время. Количество сделанных задач (обработанных заявок) - будут придумывать всякую ерунду сами себе или по сговору с коллегами-друзьями. Количество строк (страниц) текста - будут играться со шрифтами и иллюстрациями. Количество запущенных нововведений - будут непрерывно все менять, ничего не доводя до конца.
В итоге, любая регулярная премия со временем превращается просто в доплату, а результаты KPI будут подгоняться под приемлемый уровень доходов. Чтобы не разбежались если мало и чтобы ни в коем случае не заработали много.
Так что же делать? Ведь совсем без доплат тоже плохо. У сотрудников должен быть какой-то смысл развиваться и работать лучше, а не просто продажа своего времени за одинаковые деньги. Премии нужны, но обязательно нерегулярные и за действительно значимые достижения, которые может даже сложно или вообще невозможно измерить деньгами. Хороший пример: массовый компьютерный сбой, у многих целый день ничего не работает, а в вашей компании все в порядке. В этом случае нужно немедленно премировать системных администраторов. Это никакой не KPI, но именно такая работа, когда каждый сотрудник на своем месте ответственно и профессионально делает свое дело, нужна любой компании.