Учет
April 6, 2023

СБП

В прошедшие две недели мы в своих розничных магазинах внедряли оплату через систему быстрых платежей. По этому поводу у меня сформулировалось несколько мыслей, которыми хочу поделиться...

Немного теории... Система быстрых платежей (СБП) была запущена Банком России и Национальной системой платежных карт (НСПК). Этот сервис позволяет физическим лицам делать мгновенные переводы, зная только номер мобильного телефона получателя. Система очень удобна. Даже таким перестраховщикам, как ваш покорный слуга, пришлось пойти по пути прогресса и установить себе на телефон приложения банков. Но государство устремилось дальше и появилась возможность оплаты товаров и услуг юридическим лицам. Сначала был неудобный вариант генерации QR-кода на каждую продажу. Проблема как его покупателю показать, на отдельном мониторе, но это затраты или на предчеке из кассового аппарата, но это маразм. В итоге было найдено простое решение: генерировать постоянные QR-коды для объектов торговли (магазинов или конкретных касс). Продавец в кассовой программе отправляет в систему заказ на оплату. Покупатель в приложении любого банка сканирует QR-код. Появляется нужная сумма, покупатель подтверждает - все. Какая красота! Западным демократиям не снились успехи нашего отсталого государства в области IT. А еще это очень выгодно бизнесу, обслуживание таких платежей стоит гораздо дешевле, чем обычные безналичные расчеты.

Понятно, что не обошлось без нестыковок. Банки увидев уплывающую прибыль установили лимиты на переводы физ. лицам через СБП. А в части покупок в магазинах, так как оплата не по карте, вроде как не за что начислять кэшбэк и он не начисляется, во всяком случае пока.

А теперь мои советы/мысли...

Если продавец в магазине уговаривает вас для оплаты воспользоваться сканированием QR-кода, имейте в виду - кэшбэк вам не начислят. Если для вас это не проблема, если вы любите платить телефоном - тогда вперед, все работает. При этом можно по-прежнему рассчитаться картой.

Представителям государственного регулятора я бы посоветовал, если уж разработали такую крутую систему, которая с одной стороны контролирует платежи, а с другой очень удобна людям, уж найдите в себе силы, приструните банки, чтобы они не саботировали развитие и решите вопрос с кэшбэками.

А теперь советы по организации работы на примере внедрения подобных систем на предприятиях...

Если вы наемный топ-менеджер, при принятии решения, не руководствуйтесь только сиюминутной выгодой и собственными KPI. Поймите, что лояльность покупателей гораздо ценнее, чем экономия на обслуживании платежей. Нельзя допустить, чтобы люди почувствовали обман.

Если вы бизнес-аналитик или руководитель разработки - не будьте передатчиком (получили задание сверху, передали это вниз, контролируете сроки). Когда возникает неоднозначная тема - это ваш звездный час. Вы просто обязаны не молчать, а довести до директоров все сомнительные моменты и подумать как смягчить возможный негатив. А после внедрения не стоит сразу вешать себе медаль. Вы должны постоянно мониторить процесс, анализируя возможный уход лояльных клиентов. И в случае аномалий обязаны забить тревогу, обсудить с топ-менеджментом что делать.

Если вы разработчик, никогда не делайте задачу в лоб, подумайте как можно сделать лучше. Например, в случае интеграции со сторонними системами, лучше не прямое обращение к ним, а через свой промежуточный сервис, чтобы можно было журналировать и контролировать весь процесс. Кроме того, замена сторонней системы на конкурирующую становится проще (не надо переделывать все). Вообще, главное для разработчика - это знание и понимание предметной области. А технические нюансы, используете ли вы GitHub или PornHub нравится вам больше, все это второстепенно.

Здесь должен быть общий вывод, но я его не придумал, да и так уже много писанины... Удачных вам покупок!

←217 | заметка 218 | 219→